На главную
(495) 729-90-40 многоканальный
   Навигационно-диспетчерские системы
   управления транспортом

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

М

Магнитное склонение

Магнитный меридиан в большинстве случаев не совпадает с истинным (географическим) и образует угол, называемый магнитным склонением для этого места. На навигационных картах магнитное склонение именуется отклонением, чтобы не путать с другим, астронавигационным значением термина "склонение".

Магнитное склонение изменяется в пространстве и во времени. Величина склонения измеряется в градусах западного или восточного склонения в зависимости от того, на какую точку -к западу или к востоку от истинного севера - указывает магнитная стрелка.

Две линии нулевого склонения, называемые агоническими, разделяют всю земную поверхность на две области. В одной из них находится Атлантический и Индийский океаны. Африка и Западная Европа, В другой области находятся Тихий океан, почти вся Азия и значительная часть Северной и Южной Америки. В Москве восточное склонение около 7° .

В тех местах, где магнитные линия входят вертикально в землю, горизонтальная составляющая поля мала, не хватает сил на поворот стрелки компаса, поэтому в районах магнитных полюсов. В показания компаса сильно подвержены внешним влияниям. В районах магнитных полюсов наблюдаются сильные магнитные бури.

Маршрут

Маршрут это серия путевых точек сложенная в определенную последовательность. В маршрут можно включать существующие путевые точки или вводить их прямо из отображаемой на экране карты. При прокладке маршрута GPS автоматически заменяет текущую точку назначения при ее достижении на следующую путевую точку.

Каждые отрезок пути между двумя соседними промежуточными точками в англоязычной теременологии называется leg. Максимальное количество запоминаемых точек различно для разных моделей GPS навигаторов. Некоторые модели позволяют инвертировать маршрут, то есть показывать по нему обратную дорогу.

Маршруты могут быть использованы следующими способами:

Если Вы планируете прогулку или путешествие, то можете предварительно вручную проложить маршрут на бумажной топографической карте или на отсканированной карте с помощью компьютерной программы. Затем необходимые начальная, конечная и промежуточные точки заносятся в память GPS навигатора вручную или через соединительный кабель (если это позволяет сделать имеющаяся модель).
Если во время предыдущих прогулок Вы отмаркировали на местности некоторые важные точки, то затем в домашних условиях Вы можете спланировать новый маршрут, проходящий через наиболее интересные из них. При этом Вы имеете возможность оценить протяженность как всего маршрута, так отдельных его отрезков, и тем самым спланировать оптимальный график движения. Этот подход может быть эффективно использован при проведении спасательно-розыскных мероприятий для осмотра мест, где могут находиться все потерявшиеся члены группы.
Если во время движения по незнакомой местности держать GPS навигатор постоянно включенным, то он будет регистрировать и запоминать маршрут движения. Некоторые модели GPS-приемников позволяют вернуться обратно по этому маршруту в начальную точку путем автоматической прокладки обратного маршрута, максимально приближенного к пройденному пути (функция “TRAСKBACK” – обратный путь). При этом генерируются и запоминаются необходимые начальная, конечная и промежуточные точки.

Масштаб

Масштаб на картах

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности. Для того, чтобы ей можно было пользоваться, необходимо знать - во сколько раз это изображение меньше действительного. Каждая карта содержить указание на использованый при ее составлении масштаб, что позволяет её владельцу судить о соотношении между длиной линии на карте и длиной соответствующей ей линии на местности. Обычно масштаб указывается как в численной форме в виде дроби, так и в линейной.

Численный масштаб

Численный масштаб (например, 1:50 000) фиксирует соотношение между линией на карте и соответствующей ей линией на отображаемой картой местности. Так, одна единица длины на карте масштаба 1:50 000 соответствует 50 тысячам тех же единиц на местности. Иными словами, реальный мир воспроизводится на карте в одну пятидесятитысячную своего действительного размера. Таким образом 1 см на карте масштаба 1:50 000 представляет 50 000 см (то есть 500 м, или полкилометра) на местности.

Линейный масштаб

Линейный масштаб имеет вид простой линии или полосы, разделенной на единицы длины (обычно на километры или мили). Измерить по карте расстояние между двумя точками можно с помощью циркуля-измерителя (либо совместив с обеими точками край листа и отметив карандашом расстояние между ними по карте), который затем накладывается на линейный масштаб со считыванием значения реального расстояния на местности в привычных единицах измерения расстояний.

Как перейти от численного масштаба к линейному.

Масштаб показывает, во сколько раз на карте уменьшены действительные расстояния на местности. Если в знаменателе численного масштаба отбросить два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколько метров содержится в одном сантиметре карты. Поэтому, чтобы от численного масштаба перейти к величине масштаба, надо для карт, составленных в метрических мерах, разделить знаменатель на 100 (количество сантиметров в 1 м), а для карт, составленных в старых русских мерах, разделить знаменатель на 84 (количество дюймов в 1 сажени).

Мера точности

Или точность местоопределения – число, характеризующее степень близости местоположения объекта, полученного с помощью, например, GPS приемника, относительно его истинного или прогнозируемого местоположения. Основная мера точности – плановая радиальная среднеквадратическая погрешность (СКП) местоопределения (distance root mean squared = drms); используют также СКП определения геодезической высоты, СКП измерения системного времени, CKП определения составляющих вектора скорости движения транспортного средства, эквивалентный радиус рассеяния и др.

Методы преобразования систем координат

Часто требуется перейти от одной системы координат (datum) к другой. Например, вы хотите данные с GPS в системе координат WGS84 наложить на карту в системе координат Пулково 1942 г.

Произодить преобразование проще (математически), если сначала перевести координаты из географических (широта и долгота) в прямоугольные (XYZ).

Чтобы получить точные прямоугольные координаты точки на поверхности Земли, необходимо знать не только широту и долготу, но и ее высоту над поверхностью эллипсоида. GPS показывает высоту над эллипсоидом WGS84. Можно вычислить прямоугольные координаты только по широте и долготе, считая, что точка лежит на поверхности эллипсоида, но при этом точность понизится.

Высоту точки на другими эллипсоидами получить сложнее. Обычно мы знаем высоту в национальной системе высот. За нулевую высоту, как правило, принимается среднее значение уровня моря в определенной точке побережья по результатам многолетних наблюдений. Высоты в этой системе измеряются геодезическими методами относительно поверхности геоида. Поэтому, чтобы узнать высоту точки над эллипсоидом, нужно знать возвышение геоида над эллипсоидом в данном месте, которое трудно вычислить с хорошей точностью. Существуют различные математические модели геоида для разных территорий и для всего земного шара, которые постоянно уточняются.

На заре спутниковой геодезии, когда взаимосвязи между системами координат не были четко определены, а данные исследований были не очень точны, применяли простой сдвиг начала координат dX, dY, dZ для перехода от одной системы координат к другой. Это предполагало, что направления осей двух эллипсоидов параллельны (что во многих случаях не соответствует действительности). Для работ на небольшой территории погрешности, вносимые этим предположением, были меньше, чем точность самих данных. Однако, по мере накопления и уточнения данных и повышения точности измерений, стало очевидно, что преобразование по трем параметрам не подходит для больших территорий и глобального использования, если требуется максимальная точность и единый набор параметров преобразования.

Мониторинг наземного транспорта

Vehicle monitoring –постоянное централизованное дистанционное наблюдение за текущим расположением и состоянием определенных транспортных средств с целью контроля их движения и оперативного реагирования в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или нарушения маршрутного графика движения.

    
  Rambler's Top100